Звук - в авто!

Если прослушивание музыки доставляет вам удовольствие и вы хотите его продлить, наслаждаясь любимыми произведениями не только дома, но и в автомобиле, тогда эта статья для вас.

На самом деле сделать в автомобиле аудиосистему, звучание которой напоминает вам приятные моменты присутствия на концерте любимой группы, да еще и в центре зала, задача очень непростая. И если вам это удалось, то вашему автомобилю самое достойное место среди чемпионов России по автозвуку.

В данной статье невозможно детально раскрыть все нюансы обеспечения качества звучания и тонкости установки (на сленге профессионалов - инсталляции) аудиосистемы. Попробуем коснуться хотя бы самых важных из них.

Основных проблем обеспечения качества звучания две, и связаны они с тем, что автомобиль мало приспособлен для прослушивания музыки. Проблема первая: встаньте дома перед акустическими системами, направленными на вас, включите любимую композицию (речь идет не о клубном звуке, это готдельная тема) и мысленно представьте расположение голосов и инструментов. Скорее всего, у вас не будет никаких проблем со звуковой сценой и звуковыми образами, и связано это с тем, что динамики акустической системы (АС) направлены на вас. В автомобиле же, как правило, все динамики направлены куда угодно, но только не на слушателя, потому что практически ни в одной машине их просто невозможно расположить таким образом. В результате этого все инструменты и голоса любимой композиции будут звучать откуда угодно, но только не с лобового стекла. "Наилучшая аудиосистема создает иллюзию сцены, расположенной далеко перед слушателем (даже зрительно выходящей за переднюю границу автомобиля). Это считается идеальным, так как почти приближает нас к прослушиванию концерта в зале или хорошей домашней аудиосистемы" (Руководство по проведению звуковых соревнований).

Проблема вторая. Салон автомобиля имеет относительно небольшие размеры с большим количеством отражающих поверхностей. В результате этого амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) АС очень сильно изменяется: появляется большое количество ям и горбов, которые негативно влияют на тональный баланс системы. Так, например, почти в каждом автомобиле появляется небольшой горб на 3,2 КГц, что придает женскому вокалу не присущую ему визгливость. на частоте 3-6 КГц обычно горб 8-10 дБ, что делает тот же приятный женский голос свистящим до неприличия.

Для решения этих двух проблем производителями аудиосистем были созданы профессиональные головные устройства, компенсирующие влияние салона автомобиля на качество звука. Их отличает наличие цифрового звукового процессора DSP (например, в одном из пяти всемирно известных аудиофилских головных устройств (ГУ) Pioneer DEX-P9R 8 каналов временных задержек, т.е. для каждого динамика, включая два сабвуфера) и многополосного эквалайзера (в Pioneer DEX-P9R - 31 полосный графический эквалайзер).

Кстати, всегда был и другой путь решения этих проблем (DSP появились сравнительно недавно, а фанаты наслаждаются звуком в автомобилях давно). Для создания качественного звука без применения процессора необходимо потратить очень много времени на поиск мест установки и углов поворота всех динамиков. И не факт, что результаты вашего труда принесут вам удовлетворение, т.к. это достаточно сложный процесс. Как выбрать наибо лее оптимальный вариант и достичь идеального звучания в автомобиле, мы расскажем вам в следующем номере «КП».

Виктор Викторов
Комсомольская правда, 17 августа 2006г.

 

Видео:

Пресса о нас: