Звук - в авто! (продолжение)

Если прослушивание музыки доставляет вам удовольствие и вы хотите его продлить, наслаждаясь любимыми произведениями не только дома, но и в автомобиле, тогда эта статья для вас.

Оптимальный вариант, по мнению автора, заключается в объединении этих двух способов для построения качественной системы. Сначала необходимо найти места и углы установки элементов АС, обеспечивающие наиболее реальную звуковую сцену с одной стороны и минимум ям и горбов в АЧХ с другой. Затем цифровым звуковым процессором подправить оставшиеся огрехи. Это обусловлено тем, что выравнивание параметра АЧХ эквалайзером более чем на 2 дБ и злоупотребление временными задержками существенно "давит" звук, увеличивая нелинейные искажения. В результате 1% нелинейных искажений (треки 83...88 настроечного диска "LASCA Setup 1 Test CD" Pioneer DEX-P9R звучит на уровне любительского ГУ. именно таким образом в студии "Блюзмобиль-Смоленск" была построена аудиосистема в автомобиле Тойота Камри, который на фестивале "Автоэкзотика 2006" в упорной борьбе занял первое место в классе "свыше 600 вт" (кстати, поиск мест и углов установки элементов АС занял три месяца).

Еще одной важной задачей построения аудиосистемы в автомобиле является получение нижнего, среднего и верхнего баса. Для воспроизведения звучания инструментов, играющих в области нижнего баса (10...60 Гц) предназначен сабвуфер. Из рисунка видно, что большой барабан и бас-гитара должны располагаться примерно под центральным зеркалом заднего вида. То есть сабвуфер необходимо расположить где-то впереди. Орден на грудь тому, кто это сумеет сделать, так как очень редкая машина позволит это. В основном приходится устанавливать его в задней части автомобиля. при этом лучшее место: динамик стоит за подлокотником заднего сиденья и направлен назеркало заднего вида (однако подводимая мощность должна быть очень высокой), следующий вариант динамик в полке под задним стеклом. В обоих случаях сабвуфер может быть корпусным (закрытый или фазоинвекторный ящик, бандпас (полосовой)) или Free Air, работающий на объем багажника (только седан). Во второмслучае качество его работы будет существенно зависеть от степени загруженности багажника (зато багажник свободен). Применяется также установка сабвуфера в нишу заднего крыла автомобиля по технологии "Стелс", однако его настройка маловероятна без DSP.

Для воспроизведения среднего и верхнего баса (60...200 Гц) служат мидбасовые динамики. Как правило, это однополосные динамики диаметром 16 см. Специфика таких динамиков заключается в том, что для их работы необходимо акустическое оформление закрытого объема от 8 до 25 литров. Самое подходящее место для них в нижних углах передних дверей, однако только после серьезной акустической обработки последних. По мнению автора, выбирать мидбасовые динамики необходимо экспериментально. Только перебор большого количества АС позволяет найти те, которые оптимально работают в данной конкретной двери: не захлебываются и дают упругий бас. Это позволяет сделать частоту среза между мидбасом и сабвуфером достаточно низкой, что будет способствовать уменьшению локализации последнего (т.е. возникнет ощущение расположения большого барабана и других НЧ инструментов под зеркалом). проведенные экспериментальные исследования установили, что в Калине изумительно играют АС Sound Status SSK 2.16, в АУДИ 80 на подиумах - ALPINE SPR-17LS, в автомобилях десятого семейства - CERWIN-VEGA! HED 2652 или CADENCE CVL-6K, в Мазде 323 - широко известные шведские DLS-R6A, в АУДИ 100 - EARTH-QUAKE FC 6.2-R.

Установка в двери динамиков диаметром 13 см как правило дает недостаточный даже верхний бас, тем более что для их работы требуется акустическое оформление объемом всего 3...5 литров. Установка в двери коаксиальной акустики опустит звуковую сцену на уровень торпеды.

Если в автомобиле устанавливается двухкомпонентная АС, то обязательно нужен доворот мидбасовых динамиков в сторону слушателей (на плафон салонного освещения), иначе будет хорошо слышимый провал в области средних частот (200-3000 Гц), а это вокал и большое количество инструментов. В трехкомпонентной АС установка мидбасов не так критична, так как их работа заканчивается на 300 Гц. Установка же среднечастотных и высокочастотных динамиков должна быть как можно ближе друг к другу. Это делается для устранения возможной расфокусировки звуковых образов.

На самом деле нюансов обеспечения качества звучания и тонкостей инсталляции аудиосистем очень много, это: устранение туннельного эффекта("бубнение" мидбасов), стоячей волны, шумов звукового7 мая стадион "Спартак" тракта, разграничение воспроизводимых АС частот и крутизны их среза, согласование звукового тракта по уровню, фазировка АС и многое, многое другое. Правомерно будет сказать,что это целая наука, требующая профессионального подхода.

Если Вам удалось настроить звуковую сцену и получить правильную АЧХ, тогда можете смело подавать заявку на участие в автозвуковых соремнованиях, и пусть самые достойные получат дипломы и кубки (как наши земляки 7 мая на стадионе "Спартак", подтверждающие квалификацию инсталляторов, наличие стиля и слуха владельца автомобиля. Успехов на Чемпионатах.

Александр Краштахов, главный менеджер студии "Блюзмобиль"
Комсомольская правда, 24 августа 2006г.

 

Видео:

Пресса о нас: