Управляя мечтой

За последние десять лет Toyota Camry девять раз становилась самым продаваемым бизнес-седаном года в США, там же эта модель заняла первую строку рейтинга самых успешных автомобилей за период с 1975 по 2000 годы. В коммерческом отношении это одна из самых успешных разработок за всю историю марки.

Toyota Camry

Однако секретом невероятного успеха Camry является как раз отсутствие ауры легендарности. Добротный, комфортный и не слишком эпатажный бизнесмобиль легко находил своего покупателя практически в любой части планеты. Секрет прост – нейтральная внешность Camry попросту не способна раздражать глаз. В Штатах принято грезить хот-родами, причудливость которых подчас граничит с патологией, в Японии молодежь сотнями сжигает покрышки на дрифтерских трассах, а Старушка-Европа безнадежно больна любовью к древнему металлолому. Однако в качестве транспорта на каждый день обитатели всех этих мест охотно покупают Toyota Camry, питая к этой машине не больше эмоций, чем, например, к утюгу или микроволновке. Мы также удивились, когда узнали, что мастера в Смоленске избрали эту модель для столь амбициозной инсталляции.

 
Мощная аудиосистема заставляла резонировать крышу
 

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

Но оказывается, житель Смоленска Виктор Якушев рассуждал совершенно иным образом, когда выбрал Camry в качестве базовой модели для построения соревновательного автомобиля для индустрии car audio. Реализация проекта началась еще в 2005 г. В то время движение любителей высококачественного звука в провинции еще только зарождалось, и большинство смолян были уверены, что автозвуковые соревнования проводятся по принципу «чем громче, тем лучше». Однако Виктор, который выступил руководителем проекта, и команды компаний «Автомагия» и «Блюзмобиль-Смоленск» смотрели на вещи иначе. Уже два года специалисты студий активно учувствовали в автозвуковых баталиях, а потому подошли к делу с обыкновенной для профи основательностью.

ДОЛОЙ ПРОЦЕССОР

Концепцию инсталляции специалисты студии определили, опираясь на свой достаточно обширный опыт, накопленный как в работе с клиентскими машинами, так и при подготовке автомобилей для соревнований по автозвуку. В «Блюзмобиль-Смоленск» провели ряд экспериментальных исследований, которые показали, что серьезное процессорное вмешательство значительно повышает уровень нелинейных искажений звукового тракта. В результате звуковая сцена теряет естественность и открытость, к тому же плохо прослушиваются детали. В результате было решено обеспечить наилучшее беспроцессорное звучание, а затем подвергнуть звуковую сцену и АЧХ системы небольшой цифровой корректировке.

Монитор мультимедийной станции
Экрану Videovox PAV-1525T приходится работать за двоих: помимо мультимедийной станции на него выводит инфомацию сокрытый в глубинах приборной панели CD-ресивер Pioner DEX-P9R
 
Багажник
Кирпичи в таком багажнике возить не стоит. В сенки встроены сабвуферы Cerwin-Vega! VMX-15.2, под стеклянным полом обосновалось целое "семейство" усилителей.
 
На поиск подходящего для среднечастотников места ушло два месяца
 

В МИРЕ ЗВУКОВ

Фронтальные акустические системы было решено сделать 3-компонентными – установщики были уверены, что такой вариант обеспечивает наилучшую стабильность звуковой сцены. С выбором динамиков определились без особых хлопот. «Блюзмобиль-Смоленск» представляет у себя в регионе шведский бренд DLS, который как раз в тот момент вывел на рынок новую серию Nobelium. Несмотря на богатый опыт в установке спаренных мидбасов, от этой схемы отказались сразу. Во-первых, дополнительные компоненты неизбежно усложняют настройку, а во-вторых, заводской дизайн обивки дверей было решено оставить нетронутым. В результате оптимальным вариантом оказались 20-сантиметровые динамики Nobelium 8.2. За верхнюю часть звукового диапазона отвечают твитеры DSL. По мнению специалистов студии, они способны наиболее точно воспроизводить особенности живой музыки. Поскольку огромную роль в формировании эффекта присутствия в концертном зале играют среднечастотные динамики, и от них же зависит сохранение стабильности звуковой сцены, подбору этих компонентов пришлось уделить довольно продолжительное время. К тому же в «Блюзмобиль-Смоленк» уверены, что среднечастотники должны подключаться максимум с 300 Гц. Поэкспериментировав с несколькими моделями из дорогостоящих линеек других производителей, «Блюзмобиль-Смоленк» вновь остановились на продукции DSL, отдав предпочтение модели C5, способной работать от 100 Гц. Этот комплект было решено дополнить усилителями серии Reference той же марки. По мнению специалистов студии «Блюзмобиль-Смоленск», они обеспечивают достаточно нейтральное звучание, оставляя минимум отпечатков собственного характера. Пару сабвуферов «Cerwin-Vega! VMX-15.2», имеющих общее сопротивление 1 Ом, снабдили усилителями той же серии – RA10, способными выдавать до 800 Вт. К слову сказать, сабвуферы были выбраны по совету президента клуба SPL Вадима Джалалова. Помимо вполне устроившего установщиков звучания, сабы предлагают дизайн, который удачно вписался в общий стиль инсталляции, а никелированные диффузоры хорошо «рифмуются» с 17-дюймовыми дисками. Тыловые акустические системы, недолго думая, построили на коаксиальных компонентах DLS 962.

Твитеры в уголках дверей
Найти подходящее место установки для твитеров оказалось непросто. За отменное качество звучания приходится платить некоторыми трудностями в установке. Чтобы предотвратить спад АЧХ в диапазоне 16–20 кГц, динамики нужно направлять непосредственно на слушателя, чтобы звук шел к нему напрямую, не отражаясь предварительно от лобового стекла. Отчаявшись найти подходящее место на передних стойках, твитеры установили в углах передних дверей, получив то самое звучание, которое было необходимо. Сцена стала на 10–15 см шире, а амплитудно-частотная характеристика поднялась на 2 дБ в проблемной области – 20 кГц.

С выбором мультимедийной станции возникли определенные трудности. Подавляющее большинство однодиновых моделей, включая продукцию того же Pioneer, не подходили к DEX-P9R по дизайну. Почти все они выполнены в темном цвете, и по соседству с серебристым металликом панели CD-ресивера смотрелись бы дисгармонично. Кроме того, план инсталляции включал установку на рулевом колесе пульта дистанционного управления, но инфракрасный глазок не «добивал» до головного устройства, расположенного на центральной консоли. И, наконец, установщикам очень не хотелось «терять» панель уже успевшего стать редкостью Pioneer DEX-P9R. Решение мастерам студии подсказал Дмитрий Матвеев, президент EMMA Россия. ИК-глазок выпаяли и разместили на центральной консоли, там же разместили клавишу подачи диска. Панель головного устройства спрятали глубоко в торпедо, а изображение с ее дисплея вывели на 7-дюймовый монитор мультимедийной станции Videovox PAV-1525T. Что касается последней, то ее выбрали из-за наличия всех необходимых входов и опций, а также большого угла наклона монитора. Такой подход оказался хорош еще и потому, что теперь информация с CD-ресивера отображается на довольно большом экране и считывать ее, соответственно, намного удобнее.

В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ

Прохладительный коктейль
Чтобы обеспечить стабильную и надежную работу усилителей и звукового процессора, была разработана и построена система жидкостного охлаждения. Термореле KSD301-65, установленное непосредственно у выходных транзисторов моноблока RA 10, включается при температуре 65 градусов. Напряжение подается на водяной насос, который запускает циркуляцию антифриза по контуру охлаждения. Радиатор, выполненный из медной трубки, остужает усилители и процессор и соединяется с радиатором охлаждения, встроенным в одну из стенок багажника. Для улучшения теплообмена между аппаратурой и медными трубками использована теплопроводная кремнийорганическая паста КПТ-8.

Поскольку инсталляция планировалась серьезная, салон автомобиля разобрали практически до винтика и покрыли шумоизолирующими и вибродемпфи-рующими материалами. Эта задача оказалось не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Немало усилий потребовала борьба с подзвучкой: мощная аудиосистема заставляла резонировать даже крышу.

В качестве головного устройства был выбран CD-проигрыватель Pioneer DEX-P9R. Аппарат очень долго пролежал на витрине магазина неприкаянным: никому из местных жителей и в голову не приходило платить за «обычную магнитолу» такие деньги. По мнению установщиков, DEX-P9R не только обеспечивает натуральное, естественное звучание голоса и музыкальных инструментов, но и прекрасно передает глубину звуковой сцены.

ПОМИМО РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Установкой одной лишь мультимедийной системы создатели машины не ограничились. В числе прочих «допов» в машине установлены камера заднего вида и навигационная система. Чтобы придать внутренней отделке больше солидности, часть салона обтянули алькантарой. А 17-дюймовые диски с 230-миллиметровыми покрышками уже своим видом заявляли о необходимости замены пружин и амортизаторов на спортивные, что и было проделано. Ну а поскольку принимавшая участие в работе над машиной УЦ «Автомагия» является одной из крупнейших в регионе компаний, занимающихся установкой охранных систем, Toyota снабдили внушительным арсеналом. Начиная от хорошо зарекомендовавшей себя Stalker MS-600NB с активизированной функцией звукового контроля радиоканала и спутниковой системы слежения, оборудованной выводом на оперативного дежурного, до механических блокираторов.

Среднечастотные динамики
Целых два месяца пришлось потратить на
поиск места для установки среднечастотных динамиков, поскольку большой наклон лобового стекла совсем не способствовал построению достаточно «высокой» сцены, к тому же мешали неравномерности АЧХ в диапазоне 400–500 Гц. В результате наиболее удачные «точки дислокации» были определены исходя из известно постулата «угол отражения равен углу падения».

ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

Старания «Блюзмобиль-Смоленск» и «Автомагия» не пропали даром. В этом году Toyota Camry трижды одерживала победу в соревнованиях по качеству звука в SPL-клубе. Автомобиль Виктора Якушева оказался лучшим на фестивале «Автоэкзотика», на соревнованиях в Смоленске и сумел оказаться первым в финальном этапе чемпионата, проходившем в Краснодаре. Таким образом, в настоящий момент автомобиль является лучшим в стране в классе "свыше 600 Вт".

 
Автомобиль начинали строить, когда в
Смоленске еще мало кто разбирался в автозвуке
 


МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

"В этой машине «Любе» звучит лучше, чем в жизни…"

Виктор Якушев,
руководитель проекта,
генеральный директор УС «Блюзмобиль-Смоленск» и УЦ «Автомагия»

Работа была очень серьезной, об этом говорит хотя бы тот факт, что поиск мест для среднечастотных динамиков занял более двух месяцев. Более того, автомобиль строился не просто для участия в соревнованиях, а для победы, а потому система обладает чемпионским качеством. Тщательно подбирался каждый компонент, многократно продумывался каждый этап инсталляции. Звучание потрясает своей натуральностью. Соперникам на соревнованиях я обычно ставлю 26-й трек судейского диска EMMA, соло на барабанах. Равнодушных не было: сцена была идеально ровная, высокая и широкая, и все на ней тонально сбалансировано. Понятно, что это связано с правильным выбором и грамотной установкой среднечастотных динамиков. Мне лично очень нравится слушать классику в рок-обработке и последний альбом "Любе". Как сказал недавно один мой давний знакомый, впервые слушавший машину: "Расторгуев поет лучше, чем в жизни". На самом деле, потрясает натуральность звучания мужского вокала и расстановка голосов и инструментов, особенно на 6-м треке альбома.

СТАТЬЯ С ЖУРНАЛА CARMUSIC

 

Видео:

Пресса о нас: