Silver Dorado

Silver DoradoФинским дизайнерам действительно удалось создать яркий запоминающийся образ со своим характером, аналогов которому никогда не было. Нет безликости, которой грешат многие современные лодки. Сдвигающийся кверху передний люк, хрупкая воздушность стекла которого уравновешена циркульной прогибью крыши, выпуклостью арочных стоек и оправлена многочисленными релингами в носу, по бортам и по краям рубки. При поднятии люка образовавшийся проем трансформирует переднюю часть рубки практически в открытый носовой кокпит, где можно расположиться в жару, чтобы насладиться прогулкой, а в прохладный полдень - поваляться с книжкой на солнышке. В великолепно отделанной рубке аккуратно, на кнопочках сшиты подушки рундуков. Отменное качество покраски бортовых призм усиливает общее впечатление, кажется, что ты находишься в современном легковом автомобиле, где чувствуешь себя комфортно и в безопасности.

Но в отличие от автомобиля в этом прекрасном «Серебряном Дорадо» аудиосистема не предусмотрена в принципе, что сильно огорчало весьма уважаемого и серьезного владельца покорителя водной стихии. Исправить ситуацию взялись опытнейшие специалисты студии «Блюзмобиль-Смоленск» - Чемпиона России и победителя открытого финала Республики Беларусь по качеству звучания. Решение сложной задачи существенно облегчалось богатым профессиональным опытом инсталляторов, в том числе и создания музыкальной системы в БМВ 321 (в 1938 году, когда этот автомобиль разрабатывался в довоенном Айзенахе, в природе не существовало даже автомобильного радио).

«Дорадо считается изысканным деликатесом. В античные времена она была посвящена богине любви Афродите, не только как красивая, но и вкусная рыба». Данный факт из мифологии древней Греции определил концептуальный подход к созданию аудиосистемы: она должна быть красивой, качественно и «вкусно» играющей.

Ну что же, взывая к богам и надеясь на покровительство Афродиты, - приступим. Очевидно, что специалисты смоленского Блюзмобиля привыкли к общению с ведущими ценителями качества звука музыкального воспроизведения (другие к ним не приезжают). Однако поверьте на слово автору, чья многолетняя бескомпромиссная любовь к музыке и автомобилям подтверждена званием действующего Чемпиона России: вряд ли в нашем регионе найдется человек более любящий и разбирающийся в нюансах натурального звука, чем нынешний заказчик этого проекта. В домашних условиях он предпочитает винил! Причем не современный оцифрованный «новодел», а добрый старый VINYL RECORDS. Качество аналоговой записи, с которой цифра в виде CD и DVD просто не сравнится. Звук именно тот, каким он должен и быть. Именно поэтому в качестве головного устройства (ГУ) для системы был выбран Alpine CDA-9886M с 24-битным высококачественным ЦАПом, в названии которого буква «М» обозначает термин „Marine“ — морской. При разработке и изготовлении такой техники огромное внимание уделяется защите ее от воздействия агрессивной внешней среды. Защита от влаги, соли и ультрафиолетового излучения этого ГУ соответствует международному стандарту ATSM, а значит, он будет долго и надежно работать в жестких условиях водной стихии. CDA-9886M позволяет работать с широким диапазоном современных цифровых источников и форматов – включая iPod и USB-накопители, которым нестрашна никакая волна или тряска. ГУ оснащено графическим дисплеем BioLite с подсветкой цвета морской волны. Этот высококачественный дисплей создан на основе биохимической люминесцентной технологии, которая обеспечивает хорошую видимость изображения даже при дневном свете, и гораздо больший угол обзора, чем обычные дисплеи. Одним словом, не боящееся морской пены ГУ своей красотой идеально соответствующее безупречному образу Афродиты. Для более удобного и гибкого управления из любой точки катера подключили устройство дистанционного управления по радиоканалу Alpine MC-1.

Приборная панель у «Дорадо», как на "BMW" - "углом", с центральной частью, где главные приборы - тахометр-монитор, индикатор угла откидки дейдвуда, датчик уровня топлива. Однако место для установки ГУ в ней не предусмотрено. Высококвалифицированные специалисты студии изготовили стильный подиум для крепления не только ГУ, но и картплоттера «GPSmap 420» (морской навигатор Garmin) с эхолотом переднего обзора «SE-200 Sonar Engine» компании Interphase, применяющего уникальную технологию «Phased Array», объединяющую в одном приборе горизонтальное сканирование водной поверхности, вертикальное и глубинное. Они успешно отвечают на вопросы «где мы?» и «куда плыть?». Помогают не налететь на мель, подводный камень или иное скрытое под водой препятствие. А если вокруг туман, то снижают риск удара о надводное препятствие, коим может быть скала, маяк, мост, бакен или другой объект. Ну а главное – позволяют обнаруживать рыбу!

Для того, чтобы было не только красиво, но и «вкусно», к CDA-9886M добавили аудиопроцессор IMPRINT PXA-H100. В результате его подключения команда инсталляторов получила 6-каналов временных задержек, 5-полосный параметрический эквалайзер и 3/2-полосный цифровой активный кроссовер. В дальнейшем с его помощью создали и сохранили в памяти два варианта настроек: для судоводительского места и для гостей судна, расположившихся на подушках рундуков кормового кокпита.

Место судоводителя в «Dorado» традиционно для "Silver" - справа. Это нисколько не смутило команду профессионалов, так как за их плечами успешный пятилетний опыт соревнований на «праворуком» КРАУНе (статью о ратном пути команды «Смоленский ветеран» можно прочитать в федеральном журнале «Автозвук» № 4-2009).

Очевидно, что условия функционирования аудиосистемы в катере приближены к ранее инсталлированным специалистами студии кабриолетам или даже мотоциклам. Т.е. внешний шум требует создания достаточного запаса громкости. Однако особенности эксплуатации водного транспорта не ограничиваются только требованиями обеспечения безопасности функционирования системы в условиях повышенной влажности. Значительно важнее безопасность экипажа, для чего и спроектированы производителем непотопляемость, яркие цвета бортов, перила, кнехты и прочная крепежная фурнитура. А теперь представьте ситуацию: в результате работы аудиосистемы разряжается аккумуляторная батарея (АКБ) и двигатель невозможно запустить! Автомобилист в этом случае может запустить двигатель с буксира (ручная КПП), «подкурить» от другого автомобиля, одолжить АКБ для запуска у других участников движения или уехать попутным транспортом, вызвав эвакуатор, и т.д. А как решить такую проблему в условиях открытой воды? Тем более если не предусмотрен ни парус, ни весла? Не порадовали ограничения по мощности генератора японского двигателя катера. В связи с техническо-гарантийными трудностями установка более мощного генератора оказалась невозможной. Все это заставило заняться решением самой актуальной проблемы современности - энергетической.
   Прежде всего, смутило явно не автомобильное значение максимального тока генератора - 17 А. Даже мощный генератор серьезно напрягается после запуска двигателя от подсевшего АКБ (это хорошо слышно), а за судьбу катерного просто страшно. Таким образом, возникла проблема защиты генератора постоянного тока от обратных токов.

Учитывая, что внутренне сопротивление АКБ составляет несколько тысячных долей Ома, сопротивление якоря, коллектора, щеток и проводов не превышает сотых долей Ома, величина разрядного тока может достигать большого значения. В результате его теплового действия изоляция провода обмотки якоря разрушится. Для решения проблемы необходимо или глубоко не разряжать АКБ (а кто за этим будет следить?), или применить АКБ с большим внутренним сопротивлением. И такой АКБ нашли - это малогабаритный аккумулятор Stinger SP-800 (4,2 мОм!), который назначили персональным источником питания аудиосистемы и установили в левобортный рундук рубки. Благодаря AGM-технологии он не боится глубокого разряда (до 2400 А). В этом заключается главное достоинство аккумулятора с точки зрения звукового применения: способность без промедления выдавать токи огромных амплитуд при минимальной «просадке» напряжения. Это надежная гарантия того, что усилители системы будут работать в полную силу, а значит и с качеством звучания будет порядок. Данное обстоятельство позволило безболезненно исключить из системы фарадный конденсатор, предназначенный для стабилизации питания моноблока. Силовую проводку DLS надежно соединили с АКБ с помощью шведских же позолоченных клемм.

Зарядка «музыкального» АКБ осуществляется только после запуска двигателя и исключительно от генератора (сберегая родной АКБ).

Успешное решение энергетической проблемы позволило отказаться от энергосберегающих цифровых усилителей «класса D», в пользу «вкусно» играющих класса «А-В» (напоминаю, заказчик-то предпочитает VINYL RECORDS!) Для этого в тот же рундук радом с SP-800 установили американские усилители морской серии, устойчивые к повышенной влажности Cadence SQA4 и SQA 5001 (SeaQuA - морская вода). Их стильный внешний вид прекрасно поддерживает светлый образ Афродиты, а звуковые характеристики и встроенные вентиляторы уверено обеспечивают безупречное функционирование.

Для непосредственного воспроизведения музыкальных композиций выбрали акустику другого американского производителя Rockford Fosgate. M162S – компонентная 16 см-я акустика в названии которой буква М обозначает… правильно „Marine“. Корзина мидбасового динамика изготовлена из прочного полимерного материала — полиамида, защищенного от ультрафиолетового излучения (что должно сохранить окраску динамиков от выцветания под действием солнечных лучей), и полностью охватывает всю магнитную систему. Высокочастотник построен на обращенном титановом куполе, а значит надежно защищен от влаги, соли и ультрафиолетового излучения . Для коммутации предназначены мощные винтовые клеммы, а места их соединения с платой защищены герметичной заливкой для большей долговечности.

На катере нет дверей или кик-панелей. Все имеющиеся объемы превышают 300 литров, поэтому для нормального функционирования мидбасов изготовили закрытые ящики (ЗЯ). Тугой, плотный средний бас был получен в результате многочасовых экспериментальных исследований (а студия «Блюзмобиль-Смоленск» по-другому не работает), которые и позволили определить оптимальный объемом ЗЯ в 8,2 литра.

А из чего же их изготовили? Очевидно, что фанера, МДФ, а тем более ДСП не годятся для длительной работы в условиях повышенной влажности. Внимательный мониторинг рынка строительных материалов позволил обнаружить изумительный материал для изготовления корпусов: ориентированно-стружечные плиты OSB (Oriented Strand Board), которые изготавливаются прессованием страндов при высоком давлении и температуре с использованием склеивающих водостойких смол. При этом выбранный командой Дмитрия Изотова «OSB 3» характеризуется не только высокой влагостойкостью, но и хорошим звукопоглощением, легкой обрабатываемостью, отсутствием пустот и трещин в его толще и эстетичным внешним видом (все во имя Афродиты). Имея в своем составе более 95% древесины, плиты OSB лишены ее главных недостатков – они неподвержены гниению, поражению грибком, не горючи, имеют практически нулевую гигроскопичность. Для увеличения срока службы в агрессивной среде ЗЯ трижды обработали трудновымываемым антисептиком.


Страницы: 1 2

фото к статье вы можете посмотреть здесь
 
Статья опубликована в журнале
АВТОPRESTIGE, июнь 2009
АВТОPRESTIGE, июнь 2009