ВТОРОЙ ГОД СОРЕВНОВАНИЙ
Nissan Patrol

Nissan Patrol создан для тех, кто ценит комфорт, мощь и роскошь. Это - солидный автомобиль, подчеркивающий статус своего владельца.

Nissan PatrolЗакаленный в «звуковых боях» на Тойоте Краун «Блюзмобиль-Смоленск» закончил 2003 год двумя первыми местами в Краснодаре. Основательно «подсевшая на соревновательную иглу» команда решила продолжить свой ратный путь участием в чемпионате ЕММА России и в 2004 году. Очень своевременным оказался заказ от уважаемого корпоративного клиента, потрясенного эффектом присутствия при просмотре в Крауне фрагмента налета японцев на американский флот в Перл Харборе: «Хочу такое и в своем внедорожнике!» (Натуральность воспроизведения событий была такова, что большинство зрителей мультимедийной системы тойоты просто пригибалось при пролете японских самолетов и уклонялось от их пулеметно-пушечных очередей. Обычное резюме: кинотеатр «Россия-премьер» отдыхает).

Безусловно, приятно устанавливать и настраивать систему в своем автомобиле, однако верх удовольствия профессионального инсталлятора – наилучшее воплощение в автомобиль заказчика его пожеланий. Приобретенный в течение года командой бесценный соревновательный опыт, подкрепленный большим количеством сложных инсталляций, способствовал правильной разработке и профессиональной установке мультимедийной системы в Nissan Patrol солидного клиента. Хотя в их распоряжении было всего две недели!

Вполне обосновано в качестве ГУ был выбран уже проверенный в звуковых боях DVD проигрыватель Audiovox PAV 8000 - единственный тогда на российском рынке, имеющий встроенный декодер 6-ти канального звука (внешние тогда были очень дорогие). Экраном стал механизированный монитор того же бренда PAV 9. То есть, основой системы стали такие же компоненты, как и у Крауна. Четко представляя себе, с какими далеко небюджетными системами (дороже в десятки раз!), установленными опытными московскими инсталляторами, нам придется сражаться в столице – особый упор сделали на качество инсталляции. В связи с этим головы соединили и закрепили болтами (а это на балл выше, чем саморезами).

Вполне понятное желание заказчика оставить обшивки дверей в первозданном виде внесло существенные проблемы в труд инсталляторов. Штатная фронтальная акустика внедорожника - двухкомпонентная, что, в принципе, соответствовало требованиям заказчика и создаваемой мультимедийной системе (формирование звуковой сцены по высоте на уровне монитора). Проведенные многочасовые экспериментальные исследования показали, что наилучшим образом в качестве фронтальной акустики в Патруле играют Mac Audio Mac Maximus 2.16. Так как на «фронте» предусматривалось только две полосы, то для обеспечения тонального баланса возникла необходимость в максимальном повороте низкочастотных динамиков на слушателей (обусловлено направленностью звучания средних частот). После тщательных (понятное дело) семикратных измерений до миллиметра будущим руководителем студии «Блюзмобиль-Смоленск» Дмитрием Изотовым были разработаны и изготовлены специальные стальные кольца сложной конструкции, которые впоследствии были вварены (не прикручены как у всех, а именно вварены) в дверь, составив с ней единое целое. 16,5” низкочастотные динамики прекрасно разместились на сооруженных подиумах. Для «осветления» пути звука к ушам слушателя в штатных грилях дверной обшивки сделали вручную необходимые прорези и изготовили грили, которые покрасили в цвет обшивок (всего за два рабочих дня!). Однако и этого оказалось недостаточно: объем дверей оказался большим для MACов. Полноценного баса добились только после уменьшения объема дверей на 9,5 литров.

Неожиданно с установкой купольных шелковых высокочастотников с неодимовым магнитом Mac Audio в штатные места возникли трудности: родной гриль слегка задевал незащищенную мембрану. Из-за этого на некоторых музыкальных фрагментах вносились существенные искажения в звук. Для устранения дефекта штатные грили были разогреты профессиональным феном до нужной температуры и стальным шаром аккуратно выдавлены. Динамики подключили через имеющиеся в комплекте внешние кроссоверы (кстати, это единственный соревновательный автомобиль студии, где на фронте оставили пассивные кроссоверы).

Воспроизводить звуковые эффекты были призваны полнодиапазонные коаксиальные динамики Kenwood KFC-1738C, которые были надежно закреплены специалистами студии в задних дверях после соответствующей обработки последних. Однако в мультимедийной системе, по мнению специалистов смоленского «Блюзмобиля», обязательно должен быть центральный канал (ЦК). И они его великолепно изготовили, установив прямо посередине «торпедо» сразу два динамика из комплекта Kenwood KFC-1079ie. Для получения упругого баса крепление усилили толстой фанерой, а динамики надежно прикрутили болтами (+ 1 балл!). Место и угол крепления динамиков многократно просчитывали для того, чтобы звук, отражаясь от лобового стекла, идеально привязывался к выдвинутому монитору. Правда, для достижения этого эффекта пришлось дополнительно провести трудоемкую работу по переделке воздуховодов внедорожника. Для сохранения стиля «Сток» изготовили единый гриль, закрывший оба динамика, и покрасили его в цвет «Торпедо».

Усиливать звук назначили «честный усилитель с хорошим звучанием и удобными настройками» Boston GT-50. Действительно, в пятиканальном GT-50 разработчики американской компании Boston Acoustics используют только высококлассные компоненты. Выходные каскады во всех каналах (даже в канале сабвуфера) собраны на полевых транзисторах и работают в классе «АВ» (команда искренне уверенна в приоритете именно этого класса). К нему будущие чемпионы России по качеству звучания подключили фронт, тыл и сабвуфер. Однако необходимо подключить еще и центральный канал. Проблему решили очень просто – высокая чувствительность Kenwood KFC-1079ie позволила подключить их к двум свободным каналам собственного усилителя монитора Audiovox PAV 9.
   Годовой соревновательный опыт подсказывал, что звуковую сцену и тональный баланс придется чем-то корректировать. Удачно в этот момент на российском рынке появился 8 полосный параметрический/графический эквалайзер с тремя контролируемыми параметрами для каждой полосы и 2 каналами временных задержек Alto Mobile Control 8 (AMC 8).

   Отдельного внимания заслуживает сабвуфер. Две головки DLS W312, установленные в бандпасовом корпусе, лично рассчитанном и тщательно собранном ветераном команды Владимиром Несмеловым, реально брали «за душу», заставляя учащенно биться сердце. Именно это и требуется от сабвуфера, воспроизводящего мультимедийные эффекты. Любимым развлечением гостей установочного бокса стало бросание листа бумаги формата А4 вдоль портов вертикально стоящего сабвуфера во время его работы («прогревали» динамики). Лист под воздействием невидимой силы затягивался внутрь ящика, разрывался в клочья и выбрасывался через порт! Это вызывало неописуемый восторг зрителей и удовлетворенную улыбку искушенного в сабвуферах Владимира. Однако мультимедийный диск 2004 года имел некоторые нюансы: уровень сабвуферного сигнала на треке для судейства эффектов был нормальный, а на треке для оценки качества звучания – очень слабый. Проведенные практические исследования показали, что недостающую часть этого низкочастотного сигнала можно извлечь из фронтального канала. Тщательно изучив возможности Boston GT-50, команда добилась необходимого уровня баса микшированием сигналов фронтального и сабвуферного каналов. (Кстати, квадратные порты сабвуфера, площадь которых была пересчитана из обычных, легкодоступных в то время в столице, но не в Смоленске круглых портов, сточенных для отсутствия завихрений и свиста напильником, добавили еще 2 балла за сложность инсталляции).

Желание заказчика «держать палец на пульсе событий» способствовало доукомплектованию мультимедийной системы телевизионным тюнером Challenger TS 710 с транскодером цветности AVC 700 SP и видеокамерой заднего вида. Для пассажиров задних сидений установили подвесной монитор этого же бренда CH-769M и игровую приставку Dreamcast. Для нее изготовили сложный блок питания, выдающий большой ток (использование готового преобразователя напряжения с 12 вольт в 220 баллов не добавляет). Вывели все установленные компоненты на единый пульт (два балла в плюс).

Закончили сборку салона в час ночи (почему-то так всегда у большинства участников соревнований) и, опасаясь опоздать на регистрацию, без проведения настроек энергично двинулись на Москву. Необходимо отметить - команде просто повезло, что коррекцию звуковой сцены и тонального баланса пришлось проводить прямо перед судейством. Впоследствии выяснилось, что AMC 8 существенно меняет свои параметры в зависимости от внешней температуры, т. е. требует как минимум прогрева до рабочего состояния.

Открытие сезона ЕММА Россия 2004 года началось традиционно на «Горбушке». В упорнейшей борьбе внедорожник заказчика с перевесом в 2 балла занял первое место, опередив столичных соперников, инсталлированных дорогостоящими компонентами. Стоимость только фронтальной акустики этих автомобилей превышала ценник в $1500. «Никогда не слышал, чтобы недорогие динамики ($200) так хорошо играли» - отозвался судья по звуку (сегодня известный авторитет международного класса в области судейства) Александр Милявский. А владелец автомобиля был искренне удивлен «экскурсиями» с участниками соревнований, которых приводил судья по инсталляции для демонстрации правильности прокладки проводов и заделки их концов.

Этот случай подтвердил: именно детальное знание правил соревнований, приложенные огромные усилия и бескомпромиссное стремление к победе позволили команде в очередной раз победить в неравной борьбе «мастерства против денег».

Об одной массовой рекламе по автозвуку и этической стороне выполнения некоторыми радиостанциями федерального закона о рекламе:

анекдот:
   - Скажите молодой человек,- а есть ли в вашем городе высокая культура, искусство, тонкое творчество?
   - О чем базар? Мы же не лохи!

фото к статье вы можете посмотреть здесь
 
Статья опубликована в журнале
АВТОPRESTIGE, июль 2009
АВТОPRESTIGE, июль 2009