СМОЛЕНСКИЙ ВЕТЕРАН СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Toyota Crown

Тойота КРАУН - это практически единственный в мире легковой автомобиль с кузовом на раме. Его жесткость такова, что даже на плохой дороге Вы не услышите ни малейшего скрипа обшивок в салоне. Дальневосточники говорят, что если поставить на торпедо этого автомобиля стакан воды, то на скорости до 100 км/ч никакое бездорожье не сможет расплескать из него воду.

Toyota CrownВсе началось с замены штатного двухдинового кассетника с японской «радиосеткой» на DVD проигрыватель Audiovox PAV 8000 (нынешний Challenger). Сейчас в это трудно поверить, но еще 5 лет назад он был единственным на российском рынке, который имел встроенный декодер 6-ти канального звука! Экраном выбрали механизированный монитор того же бренда PAV 9. Полученные на тот момент из учебников знания позволили сделать вывод, что фронт должен быть трехкомпонентным. Двери автомобиля пришлось тщательно продемпфировать, а для 16-ти сантиметровых шведских мидбасовых динамиков DLS R6A изготовить специальные подиумы. Среднечастотники (с/ч) DLS C4 разместили в дверях выше мидбасов, выделив им отдельный объем, а высокочастотники (в/ч) расположились в традиционных местах - на стойках. Для воспроизведения мультимедийных эффектов в усиленной задней полке закрепили DLS 962. Сабвуфер поставили обычный корпусной заводского исполнения. Усиливал звук DLS СА450.

Уже тогда смоленская команда посещала все тематические выставки и соревнования, добывала специальную литературу, так как знаний катастрофически не хватало. Из журналов мы выяснили, что в апреле на «Горбушке» состоится открытие сезона 2003 года по качеству звучания. Совсем молодая и неопытная на тот момент команда приняла решение поехать в столицу не просто посмотреть, а посоревноваться. Конечно, тогда мы понятия не имели о правилах проведения соревнований и даже где их взять (прошу не забывать – мы были первые, а тогда и единственные спортсмены в регионе). Прибыв в Москву, узнали, что именно с этого года в Европе введен новый соревновательный класс «Мультимедиа» (удивительно, но 5-6 лет назад, наверное, менее 1 % автомобилей имели экран). Мы зарегистрировались в этом классе. Участие в соревнованиях на «Горбушке» стоило целых $100 (!) (для 2003 года сумма весьма значительная). Для сравнения: участие в международном этапе Чемпионата России по качеству звучания, тюнингу и неограниченному звуковому давлению, организованном УЦ «Автомагия» и студией «Блюзмобиль-Смоленск» 23 августа 2008 года на стадионе «Спартак», стоило всего 300 рублей. Но, как позже выяснилось, это очень малая плата за полученные в дальнейшем знания.

Многие считают, что знают все о музыке в автомобиле. Мы не стали исключением из правил, и тоже так думали. Однако судья, будущий чемпион Европы в этом классе Андрей Вахтин, с удовольствием, как нам тогда показалось, вскрыл недостатки в установке компонентов и звучании нашей системы. Тем не менее, наш автомобиль вошел в историю отечественного автозвукового спорта уже тем, что первым в России был оценен в новом классе. Этот день можно считать днем рождения смоленской команды – будущего Чемпиона России по качеству звучания, а уважаемого Андрея (сегодня судья международной категории, Член Коллегии главных судей) мы и сейчас называем «крестным отцом». На «Горбушке» команда получила свои первые кубок и диплом, а главное - первоначальные знания правильной инсталляции. С этого момента начался рост профессионализма команды. Автомобиль стал соревноваться в двух классах одновременно: «Мультимедиа» и «Качество звучания». Правила соревнований были выучены наизусть как общевоинские уставы (как потом выяснилось, значительная часть победителей соревнований – уволившиеся в запас кадровые офицеры, ставшие в одночасье ненужными новой стране). Мандраж у взрослых людей, офицеров, неоднократно участвующих в пусках боевых ракет, как у школяров – очень необычное чувство. Соревнования затянули нас как наркотик (среди спортсменов звука это так и называется - «подсесть на иглу»). Во время состязаний знакомились с такими же фанатами из разных городов, обменивались опытом и знаниями, помогали друг другу. Все получаемые от судей замечания фиксировались, судейские протоколы тщательно анализировались, а выявленные недостатки устранялись. Понятно, что для настройки аудиосистем необходимо точно знать как звучат инструменты в жизни, поэтому всей командой стали ходить на живые концерты. Особенно полюбились проходящие ежегодно в мае «Глинковские фестивали», на которые приезжают именитые симфонические оркестры страны. Новое увлечение, несомненно, способствовало духовному развитию команды.

Активное участие в соревнованиях позволило смоленской команде состояться как профессионалам - мы выяснили множество нюансов чемпионской инсталляции, а после каждого этапа соревнований в музыкальной системе автомобиля происходили значительные изменения. Вот некоторые из них.

Во-первых, появился центральный канал, который вначале для привязки к экрану стал двухкомпонентным, а затем - для выравнивания АЧХ получил 2 в/ч динамика, которые установили в солнцезащитном козырьке над зеркалом заднего вида (да, в этом автомобиле японцы предусмотрели и его).

Инсталляция Toyota CrownВо-вторых, появилось третье ГУ Clarion DXZ 925 – единственный тогда относительно бюджетный аппарат с 24 битовым ЦАПом и цифровым звуковым процессором (являемся сторонниками DSP и сейчас, наверное, сказывается инженерное образование), который позволил подстроить звуковую сцену (ЗС) и скорректировать тональный баланс. Его встроили в специально изготовленный подиум.

В-третьих, с/ч поменяли название на DLS DUR 2,5 и переместились из дверей на «торпедо», что позволило поднять ЗС на уровень глаз и устранить провал в АЧХ на 500-600 Гц. А отверстия для единственных штатных 8-ми сантиметровых фронтальных динамиков закрыли специально изготовленными на одном смоленском заводе стильными панелями с фирменным логотипом команды.

Инсталляция Toyota CrownВ-четвертых, поменяли в/ч на лучшие из доступных, как нам показалось тогда, -"TN51", представляющие высшую линейку "Utopia" фирмы "Focal" (154 евро за пару). В них применена титановая диафрагма с обратным куполом - эксклюзивная разработка фирмы. Благодаря такой форме и специальному рассеивающему и фазовыравнивающему вкладышу удалось расширить диаграмму направленности и снизить интермодуляционные искажения, что важно для комфортного прослушивания. Большой запас по мощности помог более точно передавать динамику музыкальных произведений.

В-пятых, для обеспечения прозрачности звукового тракта установили более дорогие и новые тогда усилители Impulse SD-600 и SD-700, пассивные кроссоверы фронтальной акустики заменили на один активный Prestige PX 400. Это позволило реализовать схему поканального усиления и, следовательно, наиболее полно возможности Clarion.

В-шестых, изготовили сабвуферный ящик по новой тогда технологии «Стелс». Его встроили в нишу заднего правого крыла, а в центре задней полки сделали тоннель для лучшего доведения нижнего баса до слушателей. Кстати, за сабвуфер практически всегда автомобиль получал максимальное количество баллов.

В-седьмых, все компоненты системы соединили фирменными проводами DAXX. Это, конечно же, витая пара в двойной изоляции с внешним фольгированным экраном, выполненная из бескислородной меди. Сигнальные и акустические провода протянули по разным сторонам салона. Заменили питающий кабель на соответствующий мощности системы в 1300 Вт. Его сечение 0 (!) Gauge (специально для судей, утверждающих, что такого сечения не бывает, возили 20-ти сантиметровых образец). Интересный случай, связанный с высокой мощностью системы, произошел в прекрасном сосновом бору на берегу озера Сапшо. На природу люди обычно выезжают для более близкого общения с ней: послушать птичек, сверчков, наполнить легкие свежим воздухом и т. д. Однако рядом с Крауном припарковалась «восьмерка», из открытых окон которой громогласно разносились современные клубные ритмы. Попытка агитации против обычного городского отдыха оказалась не понятой. Мы люди интеллигентные, биту с собой не возим, просто включили свою систему. По «закону джунглей» победил сильнейший. Не прошло и минуты, как над озером воцарилась долгожданная тишина.

В-восьмых, усовершенствовали интерьер и экстерьер Крауна – вся инсталляция и сам соревновательный автомобиль должны выглядеть достойно! Поэтому всю аппаратуру закрепили на специально изготовленной задней стенке, закрытой декоративной накладкой с названием нашего города. Пол багажника изготовили из специально привезенного из Москвы металла, встроив в его центре герб Смоленска (знай наших!).Инсталляция Toyota Crown Все детали салона, задействованные в аудиосистеме, перетянули специально привезенной, опять же из столицы, настоящей итальянской кожей. Все динамики, включая сабвуферный, закрыли изготовленными на том же заводе стильными грилями (команда получила огромное моральное удовлетворение от проделанной работы на фестивале «Автоэкзотика 2003», когда сотни посетителей фотографировались на фоне багажника Крауна).

Для улучшения экстерьера штатные 14-ти дюймовые кованые диски заменили на 16-тые литые с 215-й резиной, изготовив предварительно на другом заводе специальные расширители колесных дисков. Вес аппаратуры, установленной в багажнике превысил 100 кг, поэтому задние пружины пришлось заменить на новые от Крауна с кузовом «универсал», приобретенные в Эмиратах, и поставить спортивные амортизаторы. Автомобилю было 10 лет, конечно же, кузов был покрыт множеством мелких сколов и царапин, чтобы соответствовать «уровню» пришлось даже полностью его покрасить! А для безопасности путешествий на большие расстояния установили биксенон.

В-девятых, для получения баллов за бонусы и практической пользы установили две видеокамеры: заднего обзора (включается при задней передаче «R») и переднего (автомобиль ведь «праворукий») - в левом зеркале (начинает работать при включении левого поворота, прекращает - включением правого). Организовали охлаждение аппаратуры куллерами, а чтобы они не шумели (снижаются баллы) подключили их параллельно-последовательно. Добавили дополнительный механизированный монитор Challenger и игровую приставку Dreamcast для задних пассажиров, изготовив непростой блок питания для последней, потребляющей большой ток (использование готового преобразователя напряжения с 12 вольт в 220 баллов не добавляет).


Страницы: 1 2 3

фото к статье вы можете посмотреть здесь
 
Статья опубликована в журнале
АвтоЗвук, апрель 2009
АвтоЗвук, апрель 2009